Классификация чрезвычайных ситуаций при разливах нефти и нефтепродуктов
При составлении данного Плана разработчики должны основываться на потенциальные риски, которые неизбежно возникают при эксплуатации добывающих и перерабатывающих предприятий. То есть обязательно должны учитываться вероятные объёмы (в тоннах) и характер утечек, согласно которым чрезвычайные ситуации разделяются на соответствующие категории.
По объёму и площади:
- Федеральное значение — разлив более 5000 тонн на суше или воде, а также любой по объёму разлив с загрязнением территории соседнего государства, либо поступающий из соседнего государства.
- Региональное значение — разлив более от 1000 до 5000 тонн, либо выходящий за пределы субъекта РФ объёмом от 500 до 1000 тонн.
- Территориальное значение — разлив от 500 до 1000 тонн, либо выходящий за пределы муниципального образования объёмом от 100 до 500 тонн.
- Муниципальное значение — разлив от 100 до 500 тонн, либо выходящий за пределы территории объекта объёмом до 100 тонн.
- Локальное значение — разлив, не выходящий за площадь объекта (до 100 тонн от нижнего уровня).
В зависимости от объёма утечки выделяют 3 категории ЧС по значимости:
- Федеральное (более 5000 тонн).
- Региональное (от 500 до 5000 тонн).
- Локальное (до 500 тонн).
Задачи ПЛАРН
Так как добыча и переработка нефти тесно связана с огромными риском для состояния окружающей среды, а также жизни и здоровья людей — то данная сфера деятельности максимально зарегулирована. Для предотвращения аварий и для ликвидации последствий субъекты хозяйствования должны создавать чёткие и эффективные планы действий при возникновении ЧС. Вот для этого и нужен ПЛАРН.
Качественно разработанный план ликвидации аварийных разливов нефти позволяет:
- Избежать техногенной катастрофы, связанной с нефтью и нефтепродуктами;
- Максимально быстро выявить само наличие утечек;
- Организовать оперативную слаженную работу задействованных служб для локализации аварии и устранения последствий.
- Проводить эффективные тренировки и учения.
Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие плана
Если предприятие не выполняет обязанностей по защите территорий и населения от аварий и катастроф, то организация и ответственные должностные лица попадают под штрафные санкции по ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ. Они предусматривают штраф для должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, или 100–200 тысяч рублей для юрлиц.
Содержание Плана ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН)
Этот документ содержит чёткое и понятное описание мероприятий, а также важные сведения о конкретном промышленном объекте повышенной опасности.
- Общая часть:
- Характеристики организации и вероятная зона загрязнений.
- Мероприятия по предупреждению аварий.
- Готовность сил и средств ЛЧС(Н).
- Управление, связь, оповещение.
- Оперативная часть (полный алгоритм действий во время ЧС).
- Ликвидация последствий (борьба с вредоносными факторами и восстановление).
Разработка и согласование ПЛАРН в Екатеринбурге
Как показывает опыт многих предприятий, сделать качественный план ПЛАРН и согласовать его штатными силами — это очень сложная и долгая задача. Поэтому для гарантированного получения необходимого результата в максимально сжатые сроки, её решение стоит поручить профессиональным исполнителям. Компания ООО «МНИЦ С и ПБ» имеет большой опыт в разработке Плана ЛРН, мы оказываем услугу комплексно: готовим все документы и производим согласование в МЧС.
Всю нашу работу можно разделить на несколько этапов:
- Определение сроков и стоимости.
- Подписание договора.
- Выезд экспертов на объект для сбора информации.
- Обработка данных и создание ПЛАРН.
- Утверждение и подписание Плана заказчиком.
- Согласование.
Согласование ПЛАРН в обязательном порядке производится в подразделениях МЧС. Выбор уровня утверждающего органа производится в соответствие с категорией/значимостью объекта. На согласование Плана ЛНР в подразделениях МЧС необходимо от 14 дней.
Сроки и стоимость разработки ПЛАРН «под ключ» в Екатеринбурге (с согласованием) — зависит от того насколько развиты производственные процессы на предприятии, от разнообразия и численности вероятных сценариев аварии, от качества и полноты предоставленных заказчиком документов.
Введение в действие и срок действия ПЛАРН
На введение Плана в действие (для вновь создаваемого предприятия) даётся от 4 до 12 месяцев в зависимости от «уровня» объекта. Срок действия Плана ЛНР также зависит от уровня:
- местный и объектовый — 3 года,
- территориальный — 4 года,
- региональный и федеральный — 5 лет,
- территориальные и функциональные подсистемы РСЧС — 5 лет,
- звенья подсистем РСЧС (4–5 лет).
Корректировка Плана
Документ, срок действия которого подходит к завершению, должен быть переработан (откорректирован). Также досрочная корректировка ПЛАРН обязательно выполняется в случае соответствующего решения одного из согласующих органов, либо если был принят соответствующий нормативный акт.
В том числе корректировка Плана ЛНР выполняется с целью актуализации информации, например, если изменились условия/данные, которые существенно влияют на организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийного разлива нефти. Эта переработка производится с уведомлением контролирующего подразделения, чтобы План был утверждён и согласован вовремя.